ЦЕРКОВНЫЙ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ

Церковный земледельческий календарь составленный из народных преданий. Все даты даны по старому стилю.

Январь. Новый год - к весне поворот.

1 января. Новый год. Вечер накануне нового года называется Васильевым. К этому времени день прибывает «на куриный шаг».

6 января. Богоявление Господне (Крещение).

Примета: Если в ночи на Богоявление Господне небо звездисто, то будет урожай на горох.

16 января. Петра полукорма. Половина корма, заготовленного для скота, к этому дню выходит. На этот день есть пословица: «Метла да костра (матнина да кострика) будет хлеба до Петра, а синец да звонец хлебу конец».

22 января. Тимофея полузимника. Половина зимы уже прошла.

24 января. Аксиньи полухлебницы, или полузимницы. Какая в этот день будет цена на хлеб, такая останется до нового урожая.

Примета: Если Аксиньин день будет прекрасный, то и весна будет красная.

Февраль. Широкие дороги или бокогрей.

2 февраля. Сретение Господне. «На Сретение зима с летом встретилась». На Сретеньев день от воробья стена мокра, то есть начинает притаивать на стене.

Приметы. Ежели на Сретение метель дорогу переметает, то корм подметает.

Ежели на Сретение бывает капель, то есть каплет с крыш, то будет хороший урожай на пшеницу.

На Сретенье снежок, весною дожжок.

6 февраля. Св. Вукола. Телятся жуколы, то есть коровы, обходившиеся со сгона.

11 февраля. Св. Василия. «Сшиби рог с зимы».

28 февраля. Василия капельника, или капелка. Снег тает и капает с крыш.

29 февраля. Св. Кассиана. Касьян на скот взглянет - скот валит, на дерево - его валит.

Март. «В марте месяце курица напьется водицы из лужицы».

Примета: Когда в марте во время непогоды, метелей на полях снег ложится неровно, волокнами, то в настоящем году хорошо родятся огородные овощи и яровые хлеба.

1 марта. Муч. Евдокии. - Овдотьи плюшнихи, «Первый весенний праздник». «С Евдокеи в стоячь собаку заносит снегом». «С Евдокеи ветры начинают дуть и свистать».

Примета: С какой стороны на Евдокею ветер, с той же стороны весною и летом будет дуть ветер.

4 марта. Герасима Грачевника. Около этого времени прилетают грачи, первые весенние, хлебные птицы... «Грач на нос садится».

9 марта. Сорок мучеников. Сорок утренников (Сороки). Зима кончается, а весна начинается. «Прилетел кулик из заморья, принес весну из неволья». На день 40 мучеников прилетают жаворонки и 40 птиц. «Во что сороки, в то и Петровки», то есть день Петра и Павла (29 июня).

17 марта. Алексея Божьего человека. «С гор потоки». С гор вода, а рыба со стану...

19 марта. Хрисанфа и Дарий. «Дарьи-желтые», или замаранные проруби. «Засори проруби».

25 марта. Благовещение Пресвятой Богородицы. Большой у Бога Праздник, в который по пословице: и птица гнезда не вьет. На Благовещенье весна лето поборола. С Благовещенья огня в избе не зажигают и выходят спать в холодные горницы или клети; в избах же остаются одни старики и больные.

Приметы:

- Каково Благовещенье, таково и Светлое Воскресенье.

- Когда на Благовещенье на крышах снег не растает, то не весь стает с полей и на Егорьев день (23 апреля).

- Снег лежит или неделю до Благовещенья, или неделю за Благовещенье.

- Если на Благовещенье будет мороз, то родится много огурцов.

- На Благовещенье дождь - родится рожь.

- На Благовещенье на суровую пряжу не глядят.

27 марта. Матрены наставницы, или полурепницы. Прилетают чибисы.

Апрель. В апреле земля преет.

1 апреля. Марии Египетской, пустые щи. К этому времени изводится кислая капуста. - «Зажги снега, или заиграй овражки».

5 апреля. Св. Федула. Федул - теплый весенний ветер подул.

8 апреля. Апостола Иродиона. Уставь соху, или заставь соху, пора пахать под овес.

Овес сеять хоть в золу, или в воду, да в пору. Хоть грязь топчи, а овес мечи.

Когда на дороге грязь, тогда овес князь. Когда заквакают лягушки, то пора сеять овес.

Лягушка квачет, овес скачет.

Когда дуб развернется в заячье ухо - сей овес.

Овес и сквозь лапоть прорастает.

Гречиха мала, овсу порость.

Когда станет земля тепла, то сей яровое.

Раннее яровое сей, как сольется вода, а позднее, когда цвет рябины будет в кругу.

Посев ярового хлеба разделяется обыкновенно на три срока: ранний, средний и поздний. Ранний начинает с Юрьева дня (23 апреля), средний с Николина дня (9 мая), а поздний с Иванова дня (25 мая) и продолжается до Тихонова дня (16 июня).

11 апреля. Св. Антипы водопола. Бывает полая вода.

12 апреля. Св. Василия Парижского. Землю парить. «Василия выверни оглобли, закинь на поветь, выскочи из куста». - Это означает, что санная езда прекращается.

Медведь выходит из берлоги.

15 апреля. Апостола Пуда. - Вынимая пчел из-под спуда.

16 апреля. Ирины рассадницы. «Разрой берега». Сеют капустную рассаду.

17 апреля. Зосимы пчельника. Вынимают пчел из подполий и выставляют на пчельники.

23 апреля. Великомученика Георгия. Весенний Юрьев, или Егорьев день.

«У нас два Егорья: один - голодный, а другой - холодный». «Егорий с теплом, а Никола (9 мая) с кормом». «Георгий везет корму в тороках, а Никола возом». «Егорий с водой, а Никола с травой».

Первый срок раннего посева яровых хлебов. Начинают се­ять морковь и свеклу. В этот день выгоняют скотину в поле, отслужив прежде молебен и окропив ее Святой водой.

«Что у волка в зубах, то Егорий дал».

Приметы:

- Коли на Егорьев день мороз, то и под кустом овес. Коли на Егорий зимний и вешний мороз, то будет просо и овес.

- Коли на Юрьев день лист с полушку, то в Ильин клади хлеб в кадушку.

Преполовение - всегда бывает в 25-й день после Пасхи. - В этот день ходят с образами на хлебные поля и служат там молебны, чтоб Бог благословил хлебные посевы изобильным урожаем.

Май. «Как в мае дождь, так будет рожь».

1 мая. Еремея Запрягалкина. Подыми сетево, то есть лукошко с семенами.

2 мая. Борис и Глеб. - Сеют хлеб. Борис - Соловьиный день. С этого дня соловьи начинают петь в лесу.

5 мая. Ирины рассадницы. Пересаживают капусту с рассады на гряды. Выжигают в полях старую траву. «Худая трава из поля вон».

6 мая. Иова Горошника.- Белые горохи. - Начинают сеять горох.

8 мая. Иванов день. Паши землю под пшеницу.

9 мая. Никола весенний, или Никола с теплом. Потому, что с этого дня устанавливается теплая погода, и с этого же дня сгоняют лошадей на пашнину, то есть в ночное на подножный корм. «Никола осенний лошадь на двор загонит, а Никола весенний лошадь откормит».

Начинается средний посев яровых хлебов.

«Егорий с ношей, а Никола с возом», то есть с этого дня трава начинает хорошо расти.

10 мая. Ап. Симона Зилота. Сеют пшеницу. Яровую пшеницу начинают тогда сеять, когда босая нога может вытерпеть холод по вспаханной борозде.

«Когда весна стоит красными днями, то сей пшеницу».

«Сей рожь в золу, а пшеницу в пору».

«Кто сеет пшеницу в день Симона Зилота, у того родится пшеница, аки злато».

11 мая. Священномученика Мокия.

Примета: Если этот день будет мокрым, то и все лето будет мокрое.

13 мая. Лукерьи комарницы. Появляются комары.

14 мая. Св. Исидора. Прилетают стрижи и косаточки (ласточки) .

Исидора - отойдут все сиверы, т. е. стужа. Или, как пройдут Сидоры, так пройдут и Сиверы. Сеют первый лен.

20 мая. Фалалея Огуречника. Садят ранние огурцы.

21 мая. Константина и Елены: Алена длинные льны. Ранний лен. Второй посев яровых и поздняя пшеница.

22 мая. Леонтия Огуречника. Садят ранние огурцы.

25 мая. Обретение Главы Предтечи. Начало позднего посева яровых хлебов.

29 мая. Феодосии волосяницы, колосяницы, или колосавы. Рожь колосится. Около этого времени бывает Троица, о которой говорят «Троица с кормом». Однакож и то помни, что «до Святого Духа не надо снимать кожуха».

В Семицкой Четверг или в Троицкую субботу сеют ячмень.

«Ячмень сеют, когда зацветет калина».

31 мая. Мученика Еремия. Повесь сетиво, т. е. кончай посев.

Июнь. «Проводит июнь на работу, отобьет от песен охоту».

9 июня. Кирилла Александрийского. Весна оканчивается, а лето начинается. «Худо лето, когда солнца нету». Летний день кормит год. «Лето собирает, а зима поедает». «Зимою сажается, а летом урожается».

12 июня. Петра Афонского, или капустника. Солнце поворачивается на зиму, а лето на жары. Пересаживают капустную рассаду на гряды и садят поздние огурцы.

13 июня. Акулины Гречишницы, или Черные гречихи. Сеют гречу.

Гречиху сей, когда роса хороша, или когда покажутся гречишные козявки.

Этот же день называют «Акулины бызы», потому что коровы от множества мух и комаров не стоят на одном месте, а бегают, или строчатся.

16 июня. Тихонов день. Птицы затихают. Оканчивается поздний посев яровых хлебов. Возят навоз на пар.

«Для того навоз кладут, чтобы больше хлеба родилось, а полбу сеют, чтоб людям годилось».

«Где лишняя навозу колышка, там лишняя хлеба коврижка».

«Земля любит навоз, как лошадь овес, или как судьи принос».

«Осень говорит гнило, а весна мило, только лишь бы было».

«Какова земля, таков и хлеб». «Не поле кормит, нива».

23 июня. Агрофены купальницы, или мытые коренья. - Начинают купаться.

24 июня. Ивана Купалы, или купальника. - Хорошие травы. В это время травы бывают в полном своем соку, почему их, как и коренья, имеющие целебные свойства, собирают и су­шат на лекарства.

29 июня. Св. Петра и Павла. Барашка в лоб. Красное лето, зеленый покос. Начинают косить сено. «С Петрова дня зарница зорит хлеб».

Примета: Если просо в Петров день с ложку, то будет и на ложку.

Июль. Макушка лета.

8 июля. Казанской Богоматери. Начинается жатва ржи.

20 июля. Ильин день Первый осенний праздник. На Илью до обеда лето, а после обеда осень. До Ильина дня под кустом сушит, а после Ильина дня и на кусте не сохнет.

Собранная на этот день солома называется Ильинскою периной, а о сенокосе говорится: до Ильина дня сено сме­тать, пуд меду в него накласть.

Вынимают соты из ульев. На это тоже есть поговорка: «Богат, как сот Ильинский».

С Ильина дня перестают купаться.

24 июля. Борис и Глеб. Поспел хлеб: а малороссияне говорят: на Глеба и Бориса за хлеб не берися.

27 июля. Николая Кочанокого. В это время капуста начинает свиваться в комки.

29 июля. Муч. Калинина. Пронеси Господи Калинина мороком, т. е. туманом, сыростью; ибо около этой поры бывают иногда морозы.

Август. В августе всего в запасе: и дождь, и ведро, и серопогодье.

1 августа. Происхождение честных древ Креста Господня. 1-й Спас. Начинают сеять рожь.

6 августа. Преображение Господне. 2-й Спас. С этого времени считается самый лучший сев ржи, если погода к тому благо­приятствует, а не то «обожди часок, да посей в песок».

«Рожь говорит, сей меня в золу, да в пору; а овес говорит, топчи меня в грязь, а я буду князь».

«Рожь хоть на часок, да в пепелок; а овес хоть в воду, да в пору».

«Сей рожь в золу, а пшеницу в пору».

«Когда яровой хлеб сею, то с поотдышкою и на стороны погляжу; а ржаной хлеб сею, шапка с головы свалится, и той не подыму».

«Хлеб из закрома в закром поспевает в 8 недель».

Общее же правило о посеве ржи, основанное на народных преданиях, есть следующее: когда посеянную рожь уберут до Ильина дня, тогда новый посев должно кончить непременно ко дню Фрола и Лавра; когда же рожь поспеет после Ильина дня, тогда поздние посевы будут лучше и могут продолжать­ся до Семенова дня, т. е. до 1 сентября, но не далее; на этот день и сама пословица указывает, говоря: «Семен день се­валка с плеч».

15 августа. Успение Богородицы. Спожинка. Оканчивается уборка хлеба.

18 августа. Фрола и Лавра. После этого дня посев ржи счита­ется запоздалым, если не было к тому какого препятствия.

Этот же день почитается лошадиным праздником. Но на это обычно не смотрели, считалось, что лучше работать, чем хлебу в поле лежать да попусту продавать.

23 августа. Святого Луппа. «Мороз овес лупит, или Лупы льны лупят». Начинают первые утренники.

26 августа. Натальи овсяницы. Оканчивается уборка овса.

Сентябрь. В сентябре шуба за кафтаном тянется.

1 сентября. Семен день, или Семена летопроводца. Оканчивается поздний посев озимого хлеба: «Семен день - севалка с плеч.

«Семен день - семена долой, т. е. семена сами выпадают из колосьев».

В Семен день с головней ходят на постать, т. е. на поло­су, потому что тогда начинаются холода.

С Семенова дня начинается бабье лето, т. е. начало женских сельских работ.

Примета: Если первый день бабьего лета ясен, то и осень будет теплая.

8 сентября. Рождество Богородицы. Аспос - 3-й Спас, или Луков день. Пасиков день. Снимают с грядок лук, а в холодных местах убирают пчел с пасек или с пчельников.

11 сентября. Федоры Александровской. Лето кончается, а осень начинается. «Осень ездит на пегой кобыле». Осень говорит: «Я поля хлебом уряжу», а весна говорит: «еще я погляжу».

14 сентября. Воздвиженье. Кафтан с шубой сдвинулся. «Гад и змея не двигается, а хлеб с поля сдвинется». В Воздвиженье бывают капустницы, т. е. начинают рубить капусту.

15 сентября. Никиты репореза. Никиты гусаря или гусятника, Никиты гусепролета. В этот день срезывают репу, стригут овец, бьют гусей. Дикие гуси начинают перелет с севера на юг.

24 сентября. Феклы заревницы. Начинали по утрам молотить хлеб с огнем.

25 сентября. Св. Сергия. С Сергиева дня в северных губерниях начинается, а с Матрены зимней (9 ноября) устанавливается зима.

27 сентября. Св. Савватия. Убирают ульи в мшанник.

Октябрь. «Холоден, да сыт».

1 октября. Покров Пресвятой Богородицы. Первое зазимье. «Покров, натопи нашу избу без дров».

С этого дня начинались свадьбы; причем, крестьянские девки говорили: «Батюшка Покров! Покрой сыру землю и меня молоду».

Примета: Когда на Покров ветер подует с востока, то зима будет холодная.

14 сентября. Парасковьи льняницы. Начинали мять и трепать лен.

22 сентября. Казанская. После Казанской дождь пойдет и все луночки нальет и зима пойдет.

26 сентября. Дмитрия Солунского. Дмитриева Суббота.

Примета: Если на Дмитриев день будет снег, то и Святая (неделя) тоже будет в снегу.

Ноябрь. Зима с осенью борется.

1 ноября. Козьма и Демьян, рукомесленцы или курятники. Куры имянинницы. С этого дня начинаются небольшие морозы. Козьма и Демьян с гвоздем, или Козьма закует, а Михайло раскует.

8 ноября. Михайлов день - «Михаил Архангел с мостом». С этого времени снег крепко ложится на землю.

9 ноября. Матрены зимней. Зима встает.

11 ноября. Федора Студита. Начинает студить и морозить.

Примета: Если на мучеников Платона и Романа (отмечался с Федором) день теплый, то и зима будет теплая, и наоборот.

21 ноября. Введение во храм. На этот день, или около этого времени, нередко бывает оттепель, почему и говорят: «Введенье ломает, или разводит, леденье».

26 ноября. Великомученика Георгия. Осенний Юрьев или Егорьев день. Реки замерзают. «Егорий с мостом, а Никола с гвоздем».

Декабрь. Снег на полях - зерно в закромах.

4 декабря. Варвара мосты мостит.

5 декабря. Савва гвозди вострит.

6 декабря. Никола прибивает. Или говорят:

Варвара запарит, Савва засалит, а Никола закует. Первые сильные морозы бывают именно Никольские.

9 декабря. Зачатие Св. Анны. Осень кончается, а зима начинается.

12 декабря. Спиридона поворота, или солнцеворота. «Солнце на лето, а зима на мороз». Медведь тоже поворачивается на другой бок, даже коровка на солнышке бочок нагреет.

Примета: С какой стороны на Спиридона поворота дует ветер, то с той стороны будет дуть и до весеннего равнодействия, то есть до Сороков.

25 декабря. Рождество Христово. К Рождеству дня прибудет на полчаса.

Примета; Если в день Рождества Христова много инею (опоки) на деревьях, то будет урожай на хлеб.

Когда на Роджество Христово небо звездисто, то будет урожай на горох.

Теплые Святки - молочные коровы, светлые Святки - неские куры.

Такой календарь под названием «Церковный земледельческий и сельскохозяйственный календарь, составленный из народных преданий» печатался в 1848 году во Владимирских губернских ведомостях с 5-го по 48-й номера. Смотрите православный календарь

При цитировании материала пожалуйста ссылайтесь на www.molitv.net