МЕСЯЦЕСЛОВ

Уважение народа к своим православным святыням, глубокая вера в Христа Спасителя отразилась и в его наблюдениях над природой, в результате которых была создана «памятная книжка» опытов и вместе с тем раздумий над своими хозяйственными проблемами. Это так называемый церковный земледельческий календарь, в котором все наблюдения привязаны к святцам, то есть к особым дням почитания святых угодников-подвижников и праздникам. Есть сведения, что первыми составителями этого календаря явились монахи или иноки православных монастырей, которые отличились в частности тем, что научили людей заниматься садоводством и огородничеством.

На нашем сайте мы уже познакомили читателей с простонародными приметами, теперь же опишем церковный сельскохозяйственный календарь, который был на устах опольных земледельцев в середине XIX века. Вот что говорил по этому поводу В.О. Ключевский.

«Январь - году начало, зиме - середка. Вот с января уже великоросс, натерпевшийся зимней стужи, начинает подшучивать над ней: Дуй не дуй - не к рождеству пошло, а к великому дню (Пасхе). Однако 18 января еще день Афанасия и Кирилла; афанасьевские морозы дают себя знать, и великоросс уныло сознается в преждевременной радости: Афанасий да Кирилло забирают за рыло. 24 января - память преподобной Ксении - Аксиньи - полухлебницы - полузимницы: ползимы прошло, половина старого хлеба съедена. Примета: какова Аксинья, такова и весна. Февраль - бокогрей, с боку солнце припекает. 2 февраля сретение, сретенские оттепели: зима с летом встретилась. Примета: на сретенье снежок - весной дождек. Март теплый, да не всегда: и март на нос садится. 25 марта благовещенье. В этот день весна зиму поборола. На благовещенье медведь встает. Примета: каково благовещенье, такова и святая. Апрель - в апреле земля преет ветрено и теплом веет. Крестьянин настораживает внимание: близится страдная пора хлебопашца. Поговорка: апрель синит да дует, бабам тепло сулит, а мужик глядит, что-то будет. А зимние запасы капусты уже на исходе. 1 апреля - Марии Египетской. Прозвище ее: Марья - пустые щи. Захотел в апреле кислых щей! 5 апреля - мученика Федула. Федул - ветреник. Пришел Федул, теплый ветер подул. Федул губы надул (ненастье). 15 апреля - апостола Пуда. Правило: выставки, пчел из зимнего омшаника на пчельник - цветы появились. На св. Пуда доставай пчел из-под спуда. 23 апреля – св. Георгия Победоносца. Замечено хозяйственно-климатическое соотношение этого дня с 9 мая: Егорий с росой, Никола с травой; Егорий с теплом, Никола с кормом. Вот и май. Зимние запасы приедены. Ай май, месяц май, не холоден, да голоден. А холодки навертываются, да и настоящего еще дела нет в поле. Поговорка: май - коню сена дай, а сам на печь полезай. Примета: коли в мае дож - будет и рожь; май холодный - год хлебородный. 5 мая - великомученицы Ирины.

Арина - рассадница: рассаду (капусты) сажают и выжигают прошлогоднюю траву, чтобы новой не мешала. Поговорка: на Арину худая трава из поля вон. 21 мая - св. царя Константина и матери его Елены. С Аленой по созвучию связался лен: на Алену сей лен и сажай огурцы; Алене льны, Константину огурцы.

Точно так же среди поговорок, прибауток, хозяйственных примет, а порой и «сердца горестных замет» бегут у великоросса и остальные месяцы: июнь, когда закрома пусты в ожидании новой жатвы и который потому зовется июнь - ау! Потом июль - страдник, работник; август, когда серпы греют на горячей работе, а вода уже холодит, когда на преображенье - второй спас, бери рукавицы, про запас; за ним сентябрь - холоден сентябрь, да сыт - после уборки урожая; далее октябрь - грязник, ни колеса, ни полоза не любит, ни на санях, ни на телеге не проедешь; ноябрь - курятник, потому что 1-го числа, в день Козьмы и Дамиана, бабы кур режут, оттого и зовется этот день - курячьи именины, куриная смерть. Наконец, вот и декабрь - студень, развал зимы: год кончается - зима начинается. На дворе холодно: время в избе сидеть да учиться. 1-го декабря - пророка Наума - грамотника: начинают ребят грамоте учить. Поговорка: батюшка Наум, наведи на ум. А стужа крепнет, наступают трескучие морозы. 4-го декабря - св. великомученицы Варвары. Поговорка: трещит Варюха - береги нос да ухо.

Так, со святцами в руках, - говорил В.О. Ключевский, - российский земледелец прошел, наблюдая и изучая, весь годовой круговорот своей жизни. Церковь научила великоросса наблюдать и считать время. Святые и праздники были его путеводителями в этом наблюдении и изучении. Он вспоминал их не в церкви только: он уносил их из храма с собой в свою избу, в поле и лес, навешивая на имена их свои приметы в виде бесцеремонных прозвищ, какие дают закадычным друзьям: Афанасий - ломонос, Самсон - сеногной, что в июле дождем сено гноит, Федул - ветреник и т.д. без конца. В приметах великоросса и его метеорология, и его хозяйственный учебник, и его бытовая автобиография; в них отлился весь он со своим бытом и кругозором, со своим умом и сердцем; в них он и размышляет, и наблюдает, и радуется, и горюет, и сам же подсмеивается и над своими горями, и над своими радостями».

Но влияние церкви на регламентацию жизни крестьян этим не ограничивалось. В православном церковном календаре около 200 дней в году занято постами. Сущность постов - в воздержании от всяких неблаговидных поступков, в подготовке организма к смене времен года. В день поста ели только постное, то есть растительную пищу: хлеб, воду, вареные и сырые овощи, разные похлебки из гороха, фасоли, чечевицы, грибов с добавлением растительного масла, овсяные кисели, ягоды, мед и т.п. Многие верующие соблюдали посты очень строго. Известны случаи, когда в дни Великого поста, например, обедали лишь четыре раза в неделю, а в остальные дни довольствовались суходеянием. При этом готовились лишь следующие блюда: капуста сырая и гретая, грибы соленые и гретые, ягодные яства - все без масла. Ели в этом случае лишь в воскресенье, во вторник, в четверг, в субботу один раз в день и пили квас, а в понедельник, в среду и пятницу не ели и не пили ничего. Рыба появлялась на столе всего 2 раза за весь Великий пост - на Благовещенье и Вербное воскресенье.

С помощью постов организовывались частичные или полные разгрузочные дни. Однодневные посты выполняли роль разгрузочных в недельном цикле, а многодневные в годовом. Великий пост очищал организм от шлаков, готовил его к лету, к переходу на новые продукты. Успенский пост - переход к осени. Рождественский - к зиме. Все это способствовало сохранению здоровья и высокой работоспособности. Разумеется, ограничения в пище не касались детей, больных и немощных. Святой православной церкви Игнатий Брянчанинов писал: «Тот, кто сделает свое тело легким посредством умеренного поста и бдения, доставит ему и самое прочное здоровье».

Таким образом, посты выполняли не только нравственную, но и физиологическую роль в жизни людей.

При цитировании статьи пожалуйста ссылайтесь на www.molitv.net