ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ

Святая Церковь постоянно молится о всех усопших от века христианах, совершает она также особое поминовение новопреставленных своих членов, установив для этого особые дни. Память новопреставленного положено совершать в третий, девятый и сороковой день после кончины. Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем и согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Первые два дня душа почившего пребывает еще на земле и ходит по местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей. В третий день Господь во образ Своего трехдневного воскресения повелевает душе вознестись на небо для поклонения Ему. Именно поэтому Церковь молится за человека в третий день, чтобы Господь помиловал его. Затем душа шесть дней ходит по райским обителям и созерцает их красоту. На девятый день она снова предстает пред Лицо Божие на поклонение. Именно в этот день Церковь снова молится Богу за усопшего, испрашивая его помилование. После этого душе показываются муки грешников в аду, и в сороковой день душа новопреставленного в третий раз возносится к Богу. Именно в этот день решается ее участь: ей назначается место, которого она удостоилась по своим делам. Поэтому для души крайне необходимо совершать за нее молитву именно в этот день.

Желательно, чтобы поминовение новопреставленного совершалось в храме (а лучше даже в нескольких храмах) ежедневно в течение всех сорока дней после смерти. Такое поминовение называется сорокоустом. Важность такого поминовения состоит в том, что имя усопшего каждый день поминается во время Божественной Литургии.

После сорокового дня поминовение не должно прекращаться. Молитва за усопшего должна совершаться в день его рождения, именин, вдень преставления. Во все памятные дни родственникам следует придти в храм, заказать обедню и панихиду, подав записку с именем покойного. Панихиду можно совершать в любой день по желанию. Можно заказать в храме поминовение усопшего на длительные сроки: на год или даже на несколько лет. Годовщина со дня преставления для православного христианина является днем рождения его для новой вечной жизни.

Весьма полезно для души умершего подавать за него жертву на храм, творить милостыню нищим. Во всех храмах есть особые панихидные столы (кануны), на которые прихожане могут класть приносимые ими в церковь фрукты, овощи, конфеты, крупы и т. д. (кроме мясных продуктов). Самый простой вид жертвы за усопшего - свечка, которая ставится за его упокоение.

Благочестивый обычай поминать умерших за трапезой известен с глубокой древнсти. Поминальная трапеза символизирует собой милостыню, раздаваемую за усопшего. Но, к сожалению, многие поминки превращаются сейчас в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть. Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья. Это отваренные зерна пшеницы или риса с медом или изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед - сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. Кутья должна быть освящена в храме во время панихиды. Подают ее по обычаю в третий, девятый и сороковой дни поминовения.

Если поминки приходятся на время поста или на среду и пятницу, то пища должна быть постной. Спиртным усопших поминать не должно. За столом во время поминок ведут благочестивые разговоры, вспоминают покойного, его добрые качества и дела. Отсюда и название - поминки. Обычай оставлять за столом рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» есть пережиток язычества.

В определенные дни года Церковь творит молитву за всех усопших христиан. Панихиды, которые совершаются в эти дни, именуются вселенскими, а сами дни - вселенскими родительскими субботами. Такими родительскими днями являются Радоница, пасхальное поминовение усопших на второй неделе после Пасхи, Троицкая родительская суббота накануне праздника Святой Троицы, Димитриевская родительская суббота перед 8 ноября, Мясопустная суббота за 8 дней до начала Великого поста. В Великий пост поминовение усопших совершается в субботы 2-ой, 3-ей и 4-ой недель. Поминовение усопших воинов установлено нашей Церковью 9 мая.

У некоторых людей возникает вопрос: как молиться за человека, умершего некрещеным? По канонам церковным, в храме молиться за некрещеных нельзя, также приносить за них что-либо на канун. Церковь не может молиться о тех, кто всю свою жизнь отвергал ее, не стал ее членом. Но долг любви заставляет близких родственников такого человека в домашней молитве просить Бога о его прощении. Такая молитва может совершаться, однако, лишь с благословения священника или духовного отца. В своих молитвах родственники человека, умершего некрещеным, а также родители младенцев, умерших во чреве, при родах или при абортах могут обращаться к св. мученику Уару, из жития которого видно, что его ходатайством Господь помиловал некрещеного человека.

При цитировании статьи пожалуйста ссылайтесь на www.molitv.net