ТЕКСТЫ ДЛЯ АТЕИСТОВ В СССР

Предлагаем Вашему вниманию статьи о православной религии, публиковавшиеся в газетах во времена СССР. Данные статьи, выходившие под рубрикой в помощь атеистам, позволяют представить отношение советского государства к православной религии в те годы. Предлагаем Вам обсудить данные заметки и высказать о них свое мнение.

ПРОНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ В СУЗДАЛЬ

Суздаль - один из древнейших городов Северо-Восточной Руси. Впервые он упомянут в летописи под 1024 годом. Однако возник город из древнейшего поселения IX-X веков, жители которого занимались земледелием, торговлей и ремеслом. В этом поселении существовал родовой строй, религиозные верования людей были языческими. Они поклонялись всевозможным идолам, деревянным и каменным истуканам, расставленным по горкам вокруг поселений. Проникновение христианской религии в Суздаль

О ЧЕМ ВЕДАЕТ СОБОРНАЯ ЖИВОПИСЬ

В настоящее время Суздальский Рождественский собор не только выдающийся памятник древней архитектуры, но и сокровищница произведении искусства и культуры, которые в руках духовенства служили могучим средством идеологического воспитания народных масс. В соборе можно не только восторгаться прекрасными произведениями живописи мастеров школы знаменитого древнего художника Симона Ушакова, но и постигать глубину заложенного в них смысла реакционного церковного учения. О чем ведает соборная живопись

ПАМЯТНИКИ ЖИВОПИСИ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО СОБОРА

Большой интерес представляет живопись Спасо-Преображенского собора. Ее историко-художественная ценность прежде всего заключается в том, что это один из этапов в истории древнерусского искусства конца XVII века на территории Суздаля, его реалистического направления. Сюжеты росписей размещены поясами, в которых мастера пытаются раскрыть перед зрителям эпизоды, прочитанные ими в книгах священного писания. Иллюстрируя евангельские сюжеты, мастера стараются не упустить и второстепенные, связующие сцены, чтобы передать рассказ полностью. Надо полагать, что все сюжеты просматривались и цензировались духовными властями, которые подсказывали мастерам, как выделить наиболее воспитательные сюжеты. Живопись Спасо-Преображенского собора

ЧУДОТВОРИЦА ПОД СПУДОМ

Покровский монастырь постепенно богател за счет княжеских вкладов. Уже в XVII веке он имел более 7500 душ крестьян, только мужского пола, владел огромными землями как около Суздаля, так и в других отдаленных уездах. Однако этого было мало Покровским монахиням. Открытие «мощей Евфимия» в соседнем Спасском монастыре, значительно увеличивших денежные доходы мужской обители, заставило задуматься монахинь. Правящий суздальской епархией архиепископ Серапион решил помочь покровским старицам в увеличении доходов. Он предпринял попытку обожествить Соломонию Сабурову (в монашестве Софию), как новую суздальскую чудотворицу. В «Сказании о граде Суждале» Анания Федоров пишет, что Серапион сочинил по этому поводу особый молебен, по его указанию написано было житие ее, произведено вскрытие могилы. Но в могиле, видимо, оказались одни полуистлевшие кости. «Нетленных же мощей» обнаружено не было. Чудотворица под спудом

ЕЩЕ ОДНА ЧУДОТВОРИЦА

Одним из древнейших суздальских монастырей является Ризоположенский женский монастырь. По данным историка Анания Федорова, он был основан в 1207 году при епископе Иоанне. Однако дальнейшая история этого монастыря связывается с именем княжны Евфросинии, имевшей в этом монастыре постриг. В период становления Суздаля религиозным центром ризоположенское духовенство решило воскресить память об этой княжне. Следуя примеру соседних монастырей, которые в то время яростно пропагандировали всяких своих «чудотворцев», оно решило выдвинуть кандидатуру Евфросинии на канонизацию в ранг общерусских святых. Фабрикация «нетленных мощей», видимо, прошла благополучно. Теперь требовалось сделать жизнеописание Евфросинии, составление которого и было поручено монаху Спасского монастыря Григорию. Чудотворица

КТО ТАКИЕ ОБНОВЛЕНЦЫ

В книге И. Ильфа и Е. Петрова есть непонятный многим сегодня момент. Жена отца Федора, увидев его постригающим бороду, спрашивает, не к обновленцам ли он собрался перейти. А кто они - обновленцы, к которым мог перейти этот священнослужитель? Обновленцы

ЦЕРКОВНЫЕ ЖАНДАРМЫ

Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале был известен не только мощами «святого» Евфимия и его «чудесами», не только беспробудным пьянством монахов, о которых в свое время князь Иван Курбский писал, что «спасские монахи весьма сребролюбивы и зело пьянственны». Монастырь с середины XVIII века приобрел новую, весьма печальную известность: здесь была учреждена государственная тюрьма-крепость. Спасская крепость, или, как называют ее официальные документы святейшего правительствующего синода, - «арестантское отделение Спасо-Евфимьевского монастыря» - была учреждена по указу Екатерины II в 1766 году и предназначалась для умалишенных религиозных колодников. Однако, как видно из документов, за 150 лет существования в крепости находились в заточении лишь лица с вполне здравым умом и доброй памятью, а сумасшедшими они становились только здесь, после многолетнего пребывания в мрачных казематах. Церковные жандармы

О СВЯТЫХ МОЩАХ ИОАННА И ФЕДОРА

Судя по церковным источникам, в конце XVI века Суздаль обогатился еще двумя «святыми» - Иоанном и Федором. Хлопоты суздальского епископа Варлаама, набившего руку на «прославлении святых», не пропали даром. Сначала святейшим синодом в 1578 году был канонизирован епископ Иоанн, а в 1581 году был причислен к лику «святых» епископ Федор. Было написано их краткое житие. Краткое потому, что о них никто толком ничего не знал. Все же после этого с изображением новоявленных святых стали писаться иконы. Правда, лики, святых были тоже выдуманы монахами, но об этом вслух не говорили. Более того, сосланная в Покровский монастырь Евпраксия Старицкая, первая жена Владимира Андреевича Старицкого - двоюродного брата Ивана Грозного, вышила собственноручно два покрова (покрывала) с изображением Иоанна и Федора и возложила на их гробницы оба покрова сейчас хранятся в Суздальском музее). Однако «нетленных» мощей означенных святых не имелось, в распоряжении у церковников находились лишь белокаменные гробницы, в которых якобы сохранялись их останки. О святых мощах Иоанна и Федора

ЧУДОТВОРНАЯ БРАТИЯ

По официальным церковным данным, Боголюбовский монастырь был основан князем Андреем Боголюбским в 1158 году по случаю якобы чудесного явления ему богоматери. Он же и назначил первым игуменом (настоятелем) попа Сергия. Боголюбов-град дважды подвергался разрушительным набегам: в 1177 году рязанского князя Глеба и в 1237 году татаро-монгольских полчищ Батыя, поэтому многое от тех далеких времен до наших дней не сохранилось. Чудотворная братия

ЦЕРКОВНЫЕ ОКОВЫ РАЗДВИГАЯ

Апологеты религии и церкви утверждают, что благодаря заботам служителей культа на Руси стал возможен расцвет живописи, покровительство церкви способствовало расцвету искусств. Так ли это? Художественный гений русского народа создал самобытную, глубокую и высокую культуру, одной из самых блестящих страниц которой является древнерусская живопись, вошедшая в сокровищницу мирового искусства. И нет противоречия в том, что средневековые изображения, предназначавшиеся для отправления религиозного культа, и ныне восхищают миллионы людей, далеких от религии. Церковные оковы

АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

В свете постановления ЦК КПСС «Об усилении идеологической, политико-воспитательной работы» от 26 апреля 1979 года особое значение приобретает участие экскурсоводов в формировании коммунистического, научно-материалистического мировоззрения у советских людей. На современном этапе общественного развития идеологическая борьба приобрела исключительно важное значение. В последнее время в буржуазной пропаганде постоянно увеличивается количество религиозных и церковных материалов, в которых авторы хотят показать «позитивный» вклад церкви в развитие общества, «благотворное» влияние религии и церкви на развитие государственности. Более того, буржуазные идеологи выдвигают теорию, по которой вся культура древней Руси создана церковью. Атеистическое воспитание

ПРАВДА О СВЯТЫХ

Культ святых - классический прием церковной организации, приносивший церкви огромный материальный доход. Суздальские попы очень хорошо понимали это, вводя неофициальные культы св. Софии в Покровском монастыре, блаженной юродивой Марфы в Ризположенском монастыре, св. Трофима - юродивого при церкви Иоанна Предтечи на рву. Недаром историк церкви Е. Голубинский писал о святых: «Сподобленные подобающей им славы, сею именно славою весьма много содействовали материальному благосостоянию монастырей, сзывая к ним богомольцев и привлекая к ним щедрость благотворителей». Правда о святых

МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОСПОДА БОГА

Любая религия, в том числе и русское православие, располагает довольно разветвленной системой праздников и обрядов, которые веками отрабатывались, шлифовались и внедрялись в повседневную жизнь и быт людей. Чтобы усилить свое влияние на массы, религия широко использовала народные обычаи и традиции, облачив их в мистическую оболочку. Поэтому неудивительно, что все современные религии имеют в своем арсенале довольно красочные церемонии и ритуалы, многообразные праздники и обряды, рассчитанные на то, чтобы сопровождать человека от его рождения до смерти. Модернизация господа бога

ПОВОД ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ

В нашем обществе господствует сегодня научно-материалистическое, атеистическое мировоззрение. Большинство советских людей не испытывает на себе влияния религии и церкви. В то же время вопросы атеистического воспитания не снимаются с повестки дня. Партийные организации должны постоянно искать наиболее действенные в современных условиях формы и методы атеистической работы. Повод для размышлений

При цитировании статей пожалуйста ссылайтесь на www.molitv.net